Что такое телевидение - сообщающий новости приятель, расширяющий кругозор учитель, развлекающий друг или определяющий направление мыслей манипулятор?

Влияние фильмов и сериалов на общество. Чего стоит опасаться?
Источник изображения Freepik


В конце 2023 года в кинопрокате появился сериал «Слово пацана. Первая кровь». Киноисторию о криминальной группировке 90-х годов сразу назвали феноменом года российского кино. Популярность сериала дошла до того, что под давлением зрителей режиссер вынужден переснять концовку фильма.

Не углубляясь в подробности сериала, поговорим о киноиндустрии. Что такое телевидение - сообщающий новости приятель, расширяющий кругозор учитель, развлекающий друг или определяющий направление мыслей манипулятор?

Для начала два факта.

·         Телезритель проводит перед экраном ежедневно в среднем от 3 до 5 часов. В месяц это 90-150 часов. Такой досуг не требует усилий для установления психологической совместимости с телевизором.

·         Установить приятельские отношения между людьми возможно через 90-110 часов личного общения. Друзьями становятся, если «узнаванию» другого человека посвящено 200 часов.

Неудивительно, что фильмы и сериалы занимают такое место в жизни людей. Для многих они заменяют общение, поддержание приятельских отношений и даже дружбу.

Кинематограф в массовой культуре

С момента появления игровое кино стало популярным способом проведения свободного времени. Зрители с удовольствием погружаются в другие миры, следят за увлекательными приключениями, переживают вместе с героями разнообразные эмоции.

У каждого есть свои любимые фильмы и сериалы, кумиры, жанры. Для кого-то это «Улицы разбитых фонарей», для других - «Любовь и голуби», а кто-то смотрит только исторические картины. «Аватар» или «Матрица» - для любителей путешествовать за пределами привычного.

Но фильмы не только развлекают. Они несут оценку действительности, формируют отношение к жизни, отражают социальные, политические и культурные явления. Сформированные кинематографом образы выражают общественное мнение, представляют определенную точку зрения, утверждают или развенчивают существующие идеалы и ценности.

Кино как серый кардинал

Эксперты, изучающие значение кино в культуре, уверены – ни один просмотренный фильм не проходит для зрителя бесследно. Но тут есть нюансы. Просмотр «Титаника» для разных зрителей будет иметь разные последствия. Привыкшие радоваться жизни, достигать материального благополучия (так называемые «земляне»), попереживав за героев, освободятся от стресса и накопившегося негатива. Они «свернули» несчастье, и остались радостными.

А так называемое «человечество», то есть люди с наукообразным складом ума, привыкшие жить в информации, наоборот, «загрузятся» трагедией фильма, и пойдут «разворачивать» увиденное. Таким лучше смотреть доброе, смешное кино с хорошим концом. И им полезно и окружающим.

Особенно велико такое влияние на детей и подростков, чья психика только формируется. Не зря кинопроизводителей обязывают соблюдать возрастной рейтинг, маркировать продукт ограничениями: 5+, 12 +, 18 +.

Любопытный факт: после выхода на экраны фильма «Два капитана» мальчишки поголовно хотели стать полярниками, пойти учиться в летную школу или мореходку. Хотя в самой картине и близко не было явной профориентационной рекламы.

Современное кинопроизводство с рекламой, наоборот, «дружит», это его главный экономический ресурс. За деньги спонсоров герой будет сниматься в костюме конкретной фирмы, ездить на машине нужного производителя, а героиня - пить кофе оплаченной марки и искать зажигалку в сумочке модного дизайнера.

В зависимости от «заказа» инвесторов, «романтизировать» можно, что угодно: работу чиновников, деятельность политических партий, труд слесаря, будни банкира, даже как видно на примере сериала «Слова пацана», жизнь криминальной группировки.

Как распознать рекламу и скрытые смыслы?

Если реклама конкретных товаров и услуг определяется быстро, то над неочевидным смыслом фильма или сериала, придется подумать, проанализировать сюжет, сцены, диалоги героев. Это требует интеллектуальных усилий, начитанности, культурного, политического, информационного запаса и собственной цензуры.

Четыре совета профессионального ритмолога:

·          не погружайтесь в происходящее на экране более, чем на 30%;

·         оставьте в мозге временной люфт для наблюдения «со стороны» не только за сюжетом, но и за собой - телесной, эмоциональной и мозговой реакцией;

·         зафиксируйте для последующего анализа фразы, предметы, ситуации, которые могут стать знаками для зрителя;

·         подумайте, что хотели донести создатели фильма, и какие у вас появились желания, мысли, действия после его просмотра.

К другим статьям